Пища для ума.


Добро пожаловать к нам. Возьмите информацию и поделитесь ею с другими.

Вера, Надежда, Любовь. Или от эмоций к разуму.

О психологических воздействиях, и разнообразных способах морального разложения общества.

Вера, Надежда, Любовь. Или от эмоций к разуму.

Сообщение maknifed » 03 фев 2011, 15:06

Хотя большое лучше и видится на расстоянии, но суть дела всегда в деталях. Правильно говорят, что Дьявол кроется в мелочах. Поэтому любые темы лучше рассматривать детально, а потом уже как-то их анализировать.
Для кого-то из нас понятия духовности и нравственности идентичны, но кто-то понимает их иначе. Понятно, что нравственность в данном случае подразумевается высокая или та, что требуется хотя бы для мирного существования людей между собой. Тогда можно говорить и о какой-то духовности. Нравственные законы, на которые обычно ориентируются люди верующие, представлены в их религиях. И хотя по своей сути в них речь идет об одном и том же нравственном Законе, существующие религии, а точнее их апологеты, не имеют шансов на то, чтобы не противопоставлять их друг другу. А где существует противопоставление, там всегда живет предпосылка к вражде.
Конечно, чтобы как-то дело поправить, придуманы так называемые светские порядки. Хотя при этом правительства светских государств в основном имеют в своем составе людей верующих, принадлежащих какой-нибудь церкви. Во всяком случае, они об этом заявляют. Это происходит вследствие человеческого эгоизма, из-за которого приверженцы той или иной веры большее внимание уделяют не тому, чему учил тот или иной пророк, который явился ее родоначальником, а поклонению ему самому, а значит и соответствующей церкви.
В том числе и из-за этого понимание духовности или нравственности даже среди апологетов одной церкви не имеет четкого и ясного толкования, а, следовательно и понимания. Так слова, вынесенные в заголовок, кроме девичьих имен часто подразумеваются как суть духовности христиан. Попробуем же в них вникнуть и внести ясность для тех, кто произносит их скорей эмоционально, чем разумно. При этом будем помнить, что наша задача под ними видеть мир между людьми. Причем, подразумевая его в единстве данных слов, так и по отдельности.
Итак, начнем с Веры. Какие смысловые наполнения имеются в этом слове кроме женского имени? Первое, это доверие к своему собеседнику или человеку, с кем свела судьба. Второе, осознание наличия Бога, о котором нам известно и которому мы поклоняемся (или не поклоняемся) и стараемся (или не стараемся) выполнять его заповеди. Даже если мы встретились с человеком впервые и не его знаем, то доверять ему даже человек верующий будет до тех пор, пока тот его не обманет или не подведет. Не говоря уже о том, когда оба принадлежат разным конфессиям или церквам. Верить тому, кто является лжецом если не наивно, то преступно, так как этим мы его развращаем и умножаем зло. Даже существует пословица, «Единожды солгавши, кто тебе поверит?» Но, не раскаявшись, люди, к сожалению, продолжают лгать. То есть можно сказать, что категория одной Веры к миру между людьми никоим образом привести не может.
Теперь о Надежде. Сама надежда подразумевает желание свершения в будущем нечто такого, чего бы нам хотелось получить. Одному может хотеться одного, другому иного. И поэтому достижение мира между ними тут очень проблематично. Один его может хотеть достичь за счет другого или каких-то третьих лиц. Говорить же о надежде попадания в Рай после смерти тем более представляется бессмысленным.
Когда же речь заходит о Любви, то большинство из нас просто начинает таять от нахлынувших эмоций. При этом как-то не принимается во внимание тот факт, что любовь бывает разная. Даже любовь родителей к своим детям отличается от той, которую дети испытывают к ним. Не говоря уже о любви мужчины к женщине и наоборот. Причем доминирующей у молодежи является любовь сексуальная. Посему можно сказать, что смысловой или руководящей идеи у нее и нет.
А отсюда и вывод в целом, если слова вера, надежда, любовь имеют какую-то смысловую нагрузку, то ее духовный аспект явно оставляет желать лучшего. Да и вековой опыт об этом как раз и свидетельствует. Конечно, существуют и другие житейские понятия, такие, к примеру, как честность, доброта, терпение. О них в жизни часто приходится вспоминать, общаясь друг с другом. Но они почему-то всегда вторичны. Вот того, что больше всего не достает, о том говорить и не любят. Как не любят думать, предпочитая, чтобы за них все решил дядя. А чего мы хотим больше всего, то в конечном итоге и происходит.
maknifed

 

Re: Вера, Надежда, Любовь. Или от эмоций к разуму.

Сообщение Zilot » 03 фев 2011, 15:29

О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви.

Прп.Иоанн Лествичник.

Ныне же, после всего сказанного, пребывают три сия, все связующие и содержащие: веры, надежда и любы, больше же всех любы, ибо ею именуется Бог (1 Кор. 13, 13).
По моему разумению, вера подобна лучу, надежда - свету, а любовь - кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость.
Первая все может творить и созидать; вторую милость Божия ограждает и делает непостыдною; а третья никогда не падает, не перестает от течения, и не дает опочить уязвленному ее блаженным упоением.
Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге; простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных.
Слово о любви известно Ангелам; но и тем по мере их просвещения.
Любовь есть Бог (Иоан. 4, 8); а кто хочет определить словом, что есть Бог, тот, слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской.
Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть; по действию своему, она есть упоение души; а по свойству источник веры, бездна долготерпения, море смирения.
Любовь собственно есть отложение всякого противного помышления; ибо любы не мыслит зла (1 Кор. 13, 5).
Любовь, бесстрастие и сыноположение различаются между собою одними только названиями. Как свет, огонь и пламень соединяются в одном действии, так должно рассуждать и о сих совершенствах.
По мере оскудения любви бывает в нас страх; ибо в ком нет страха, тот или исполнен любви, или умер душою.
Нисколько не будет противно, как я думаю, заимствовать сравнения для вожделения, страха, тщательности, ревности, служения и любви к Богу от человеческих действий. Итак блажен, кто имеет такую любовь к Богу, какую страстный любитель имеет к своей возлюбленной. Блажен, кто столько же боится Господа, сколько осужденные преступники боятся судии. Блажен, кто так усерден и прилежен в благочестии, как благоразумные рабы усердные в служении господину своему. Блажен, кто столько ревностен к добродетелям, сколько ревнивы мужья, лишающие себя сна от ревности к своим супругам. Блажен, кто так предстоит Господу в молитве, как слуги предстоят царю. Блажен, кто подвизается непрестанно угождать Господу, как некоторые стараются угождать человекам.
Мать не так бывает привязана к младенцу, которого кормит грудью, как сын любви всегда прилепляется к Господу.
Истинно любящий всегда воображает лицо любимого, и с услаждением объемлет образ его в душе своей. Вожделение это не дает ему покоя даже и во сне, но и тогда сердце его беседует с возлюбленным. Так бывает обыкновенно в телесной любви, так и в духовной. Некто, уязвлен будучи такою любовию, сказал о самом себе то (чему я удивляюсь): аз сплю, по нужде естества, а сердце мое бдит (П. Песн. 5, 2) по великой любви моей.
Заметь, о премудрый брат, что когда олень душевный истребит ядовитых змей, тогда душа желает и скончавается (Пс. 83, 2) от любви ко Господу, будучи жегома огнем ее, как неким ядом (э).
Действие голода бывает как-то неопределенно и неясно, а действие жажды ясно и ощутительно; ее узнают по внутреннему жару. Посему любящий Бога и говорит: возжада душа моя к Богу крепкому, живому (Пс. 41, 3).
Если присутствие любимого человека явственно всех нас изменяет, и делает веселыми, радостными и беспечальными: то какого изменения не сделает присутствие Небесного Владыки, невидимо в чистую душу приходящего.
Страх Божий, когда он бывает в чувстве души, обыкновенно очищает и истребляет нечистоту ее. Пригвозди, говорит Пророк, страху Твоему плоти моя (Пс. 118, 120). Святая же любовь в действии своем иных снедает, по оным словам Песни Песней: сердце наше привлекла еси, сердце наше привлекла еси (Пс. Песн. 4, 9). А некоторых она просвещает и радует действием своим, по сказанному: на Него упова сердце мое: и поможе ми, и процвете плоть моя (Пс. 27, 7); и сердцу веселящуся, лице цветет (Прит. 15, 13). И когда человек весь бывает внутренне соединен и срастворен с любовию Божиею, тогда и по наружному своему виду, на теле своем, как в зеркале, изъявляет светлость души своей. так прославился Моисей Боговидец.
Достигшие сей равноапостольной степени часто забывают телесную пищу; думаю же, что они очень часто и не желают оной. И это не удивительно, потому что нередко и противным сему желанием томимые отвергают пищу.
Еще думаю, что и тела сих нетленных не подвергаются болезни по обыкновенным причинам; ибо они уже очистились, и некоторым образом сделались нетленными от пламени чистоты, которая пресекла в них пламень страстей. Думаю также, что и самую пищу они принимают без всякого услаждения; ибо как подземная вода питает корни растений, так и сии души питает огнь небесный.
Умножение страха Божия есть начало любви; а совершенство чистоты есть начало Богословия.
Совершенно соединивший чувства свои с Богом тайно научается от Него словесам Его. Но когда это соединение с Богом еще не совершилось, тогда и беседовать о Боге трудно.
Слово, соприсносущее Отцу, творит чистоту совершенною, пришествием Своим умертвив смерть; а когда она умерщвлена, ученик богословия получает просвещение.
Слово Господне, дарованное от Господа, чисто, и пребывает в век века; непознавший же Бога разглагольствует о Нем по догадке.
Чистота соделала ученика своего богословом, который сам собою утвердил догматы о Пресвятой Троице.
Любящий Господа прежде возлюбил своего брата; ибо второе служит доказательством первого.
Любящий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от огня.
Кто говорит, что любит Господа, а на брата своего гневается, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит.
Сила любви в надежде; ибо надеждою ожидаем воздаяния любви.
Надежда есть обогащение невидимым богатством; надежда есть несомненное владение сокровищем еще прежде получения сокровища.
Надежда есть упокоение в трудах. она - дверь любви; она убивает отчаяние, она - залог будущих благ.
Оскудение надежды есть истребление любви; с надеждою связаны наши труды; на ней зиждутся подвиги; ее милость Божия окружает.
Монах с благою надеждою закалает уныние, мечем первой умерщвляя второе.
Вкушение даров Господних рождает надежду; ибо невкусивший оных не может не иметь сомнений.
Надежду разрушает гневливость; ибо упование не посрамит, муж же ярый неблагообразен (Притч. 11, 25).
Любовь есть подательница пророчества; любовь - виновница чудотворений; любовь - бездна осияния; любовь - источник огня в сердце, который, чем более истекает, тем более распаляет жаждущего. Любовь утверждение Ангелов, вечное преуспеяние.
Но желаю я узнать, как видел Тебя Иаков утвержденною на верху лествицы? Скажи мне, какой был вид оного восхождения? Что означает самый образ лествицы, и расположение степеней ее, тех восхождений, которые полагал в сердце своем (Пс. 83, 6) некий любитель красоты Твоей? И сколько их числом, жажду узнать? И сколько времени требуется на восхождение оной? Тот, который Тебя видел и боролся с Тобою, возвестил нам об одних только по одной лествице руководителях (Ангелах); но ничего более не восхотел, или, лучше сказать, не возмог открыть. Тогда Она, сия царица, как бы с неба явившись мне, и как бы на ухо души моей беседуя, говорила: доколе ты, любитель Мой, не разрешишься от сей дебелой плоти, не можешь познать красоты Моей, какова она. Лествица же, виденная Иаковом, пусть научит тебя составлять духовную лествицу добродетелей, на верху которой Я утверждаюсь, как и великий таинник мой говорит: ныне же пребывают три сия: вера, надежда, любы; больше же всех любы (1 Кор. 13, 13).
Zilot

 

Re: Вера, Надежда, Любовь. Или от эмоций к разуму.

Сообщение Zilot » 03 фев 2011, 15:34

"Сила"

Недостаточно только силы воли, только силы ума или только силы чувств. Недостаточно даже всего этого вкупе, если нет высокой цели. Какая польза бегуну от быстроты ног и силы легких, если все в испуге разбегаются от него?

Все природные стихии, погруженные в ночной мрак, наполняют душу путника страхом, когда же восходит солнце, страх исчезает.

Град сильнее дождя, но у него нет на земле друга.

Святитель Николай Сербский (1880 - 1956) "Мсли о добре и зле"
http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_priro ... -all.shtml
Zilot

 


Вернуться в Способы психологического воздействия.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron